• Свежие комментарии

  • Причины неудач Chery в России

    admin | 13 августа, 2008

    chery-chinapro

    Фото: Стас Соколов.

    Ниже приведено весьма занимательное интервью сибирского бизнесмена Александра Бойко, стоявшего у истоков китайской экспансии автомобилей Chery в Россию. Материал «из первых рук» от журнала ChinaPRO дает объективное представление о причинах неудачных попыток компании закрепиться на нашем рынке.

    Пять лет назад новосибирский бизнесмен Александр Бойко был первым, кто привез в Россию недорогой автомобиль Chery. Сейчас это самая популярная марка китайского автопрома в России, ее продажи ежегодно растут на 100-200%. Однако попытки Бойко и других российских партнеров наладить в России сборочное производство этих машин не увенчались успехом.

    Соглашение о создании СП с китайцами в Новосибирске так и осталось на бумаге, а весной сборку Chery свернул и калининградский завод “Автотор”. Между тем, о планах строительства собственных заводов в России объявили большинство ведущих мировых автопроизводителей. В интервью ChinaPRO Бойко впервые говорит о причинах неудачи и о том, есть ли шансы у китайских заводов выйти на российский рынок.

    В 2004 году ваша компания «Трансервис» заключила соглашение с китайской Chery Automobile о совместном строительстве завода в Новосибирске стоимостью около $20 млн и мощностью 25 000 автомобилей в год. Что же в результате произошло, почему проект не состоялся?

    Когда мы подошли к точке невозврата, и нужно было принимать решение о начале строительства завода, китайская сторона в очередной раз засомневалась, а я не стал проявлять должной настойчивости. Я уверен, что Chery сегодня об этом сожалеет. Мы первыми в России подали заявку в Минэкономразвития на получение льгот на ввоз комплектующих. Если бы я тогда был немного настойчивей, а китайцы — решительней, то сегодня завод бы уже работал. И Chery была бы не то, что в десятке самых продаваемых машин в России, мы бы уже вошли в пятерку. Особенно, если бы маркетинговая и рекламная активность были сопоставимы с европейскими марками. Комиссия, рассматривавшая заявку, предложила одиннадцать поправок, все они были устранены.

    Что же останавливает китайских автопроизводителей?

    Очень сложно быть наемным менеджером и принимать знаковые решения. Работа в России — это серьезные капиталовложения. Не являясь хозяином предприятия, руководитель должен принимать решения стоимостью в десятки, а то и сотни миллионов долларов государственных инвестиций за рубежом. Когда мы говорили, что готовы строить завод за свои деньги, нам отвечали: “Пожалуйста, стройте”. Но когда я увидел, что Chery стала присматриваться к другим партнерам, я сказал: “Ребята, минимум 25% — ваши инвестиции, о меньшем я даже разговаривать не буду”. Когда вопрос был поставлен так, интерес у китайской стороны начал потихоньку затухать. Они боятся инвестировать, потому что это вложения в чужую страну и колоссальная ответственность для того, кто поставит свою подпись под этим решением.

    Говорят, что неудача проекта вызвана тем, что вам не удалось договориться с Минэкономразвития о получении льгот на ввоз комплектующих именно из Китая. Как вы это можете прокомментировать?

    Глупости! Какая разница государству и правительству, что это китайский производитель? Завод должен был строиться здесь, в России. Налоги, рабочие места, сырье и энергия — все российское. Я скажу вам откровенно — как только мы подали заявку в Минэкономразвития, нам везде зажгли «зеленый свет», ведь первые полгода мы были не просто первыми, мы были практически единственными. А когда мы пропали, нам несколько раз звонили: «Ребята, где вы? Приезжайте на защиту проекта». То, что мы тогда не подписали соглашение, это только наша вина — моя и Chery.

    Я просто устал на тот момент. У меня должна была родиться внучка. На подписание контракта я летел и думал: «А нужна ли мне сейчас эта каторга? Готов ли я посвятить этому еще 7 лет жизни?». Я переложил решение на китайцев, а они, может быть, почувствовали мои сомнения. Возможно, «Автотор» им тогда сомнения вселил, предложив им сборку машин на существующих площадях. Короче, китайцы поставили не на ту лошадь, а ее сняли.

    А с чем, на ваш взгляд, связано решение «Автотора» прекратить сборку Chery в Калининграде? Ведь к тому моменту завод проработал уже 2 года?

    Калининград — это все-таки не совсем Россия, и этот вариант можно было рассматривать только как временный, никто не даст там долго собирать автомобили. Единственное возможное и правильное решение — это строить новый завод. И строить в России. Chery и сейчас предлагает другим производителям наладить выпуск своих автомобилей под местным брендом. Но это также только временное решение.

    Каковы сегодня шансы возобновить проект по строительству совместного завода Chery в Сибири?

    Ничего не потеряно. Как только будет желание Chery построить в Новосибирской области завод — уже через год можно будет выпускать автомобили. Первая машина может сойти с конвейера уже через девять месяцев после открытия финансирования. В 2007 году Chery продала почти 38 000 машин в России, из них мы продали за Уралом — 7000. А могли бы продать и больше — 16 000-17 000 машин, если бы не дефицит автомобилей, собранных в Калининграде. Сегодня мы продаем машины китайской сборки, они чуть дороже, чем были у «Автотора». Но даже при таких ценах ощущается острый дефицит машин. Так что шансы, однозначно, не потеряны. Время упущено — это так. Но Китай обладает колоссальным потенциалом. И если будет серьезное желание, то все возможно.


    Анна Павлова
    ChinaPRO, Новосибирск

    Теги: О компании Chery | 1 Комментарий »

    Число просмотров страницы - 9 221

    1 комментарий на “Причины неудач Chery в России”

    1. ИРЕК:
      26 ноября, 2012 at 20:41

      Отказали в гарантии, треснули оба задних фонаря, причём в разных местах, на одном вверху ,на другом чуть внизу. И это не ударные трещинки, скорее всего были микро трещинки.»Автоцентр «СТОАВТО»г.Самара. Чери Вери.

      [Ответить]

    Комментарии