• Свежие комментарии

  • « | Главная | »

    Анализ сюжета программы СССР о китайских машинах на Рен-ТВ.

    admin | Октябрь 27, 2007

    «- А вдруг я чего-нибудь не то ляпну?
    — Ляпай! Но ляпай уверенно! Тогда это называется “точка зрения”»

    к/ф «Москва слезам не верит», 1980г.

    Эффект, вызванный сюжетом о китайских автомобилях в программе «С.С.С.Р.» на канале Рен-ТВ, вызвал столь сильный резонанс, что ответный материал даже, как видите, потребовал эпиграфа.Все мы как-то незаметно привыкли к тому, что отечественное телевидение все реже сеет разумное, доброе и вечное. С тех пор, как пункты рейтинга заменили некоторым телевизионным деятелям ум, честь, совесть и другие человеческие качества, с голубого экрана нам стали ежедневно скармливать огромные порции черного негатива. Не важно – о чем материал, главное, чтобы в нем присутствовали грязные скандалы, шокирующие сенсации и так называемые «журналистские расследования», в ходе которых эти самые сенсации и скандалы якобы вскрываются.

    Недавно в полку теле-следователей случилось пополнение – на канале Рен-ТВ появилась передача с говорящим названием «С.С.С.Р.» — «Слухи. Скандалы. Сенсации. Расследования». Неудивительно, что в одной из первых передач творческий коллектив программы взялся за расследование в сфере производства и продажи китайских автомобилей – тема-то горячая. Жаль только, что следствие вели совсем не ЗнаТоКи, и результат следственных действий иначе как одним большим ляпом назвать нельзя.

    Однако обо всем – по порядку. Перейдем прямо к списку ляпов, которые создатели «С.С.С.Р» выдают за свою точку зрения.

    Ляп №1.
    Авторы программы демонстрируют великолепное владение материалом еще до появления на экране собственно сюжета — во вступительном слове ведущего.«Китайцев в России делать не будут. Наше правительство запретило концернам из Поднебесной строить в России заводы по сборке автомобилей. Во-первых, нашему родному автопрому конкуренты не нужны, а во-вторых, по оценкам западных краш-тестов, в китайских машинах выживает только тот, кто не садится в салон».

    Профессиональная подготовка материала для передачи требует как минимум первичного ознакомления с ситуацией. Но создатели «С.С.С.Р» пренебрегли этим этапом и за основу взяли именно слухи в их самом скверном агрегатном состоянии, которое можно описать старой поговоркой «слышали звон…». Во-первых, не смотря на железобетонную уверенность, которую ведущий демонстрирует в кадре, «китайцев» в России все-таки делают. Причем, давно и весьма успешно. Однако авторы передачи не знают ни о заводе  «Автотор», где за последний год произведено более 25 000 автомобилей Chery, ни о внедорожниках марки Derways, которые собираются в Черкесске, ни о недавно открытом в Свердловской области производстве на заводе «АМУР», где выпускают легковушки Geely. Для тех, кто претендует на звание следователей, – непростительное невнимание к уликам.

    Набившая оскомину тема краш-тестов китайских автомобилей, конечно же, не могла не всплыть. Прискорбно только то, что авторы не постеснялись во всю ширь растянуть на экране пыльные меха «баяна» более чем двухгодичной давности – испытаний автомобиля Jiangling Landwind, который, по сути, в России никогда толком и не продавался. При этом самодеятельным «следователям» показались совсем нелюбопытными другие краш-тесты китайских автомобилей, которых в последнее время проводилось более чем достаточно. А тот факт, что все поставляемые в Россию «китайцы» сейчас проходят испытания на безопасность по европейским нормам, и вовсе остался без внимания. Почему? Да потому, что иначе не получилось бы создать иллюзию скандала и сенсации, а по заранее написанному сценарию требовалось именно это.

    Ляп №2

    «Владислав ездит на китайском внедорожнике второй год. Купил специально для дальних поездок. За это время машина прошла уже 90 000 км. Крупных поломок пока не случалось. Но сказать, что этот автомобиль из разряда тех, что «купил и забыл,» он не может».

    Навстречу зрителю действительно несется весьма неустойчивый в повороте китайский автомобиль. Беда только в том, что это совсем не тот автомобиль, о котором говорит голос за кадром. Для чего понадобилась такая «рокировка»? Может быть, это получилось случайно, по незнанию? Вариант случайной путаницы выглядит вполне правдоподобным на фоне демонстративного нежелания журналистов разбираться в сути дела.

    Названный журналистами почему-то Владиславом, Вячеслав Чуканов является владельцем  пикапа Great Wall Deer G5 – без преувеличения самого известного автомобиля среди «китайцев», колесящих по дорогам России. Известным его сделал сам владелец, благодаря своим дальним путешествиям и участию в различных ралли. Однако, боевые заслуги автомобиля мало интересуют ТВ-следователей, ведь они ищут материал для скандала – и находят. Как добросовестные старатели, перерыв гору пустой породы, они выуживают крупицы «нужного» материала.

    Ломаются коленвалы! Не важно, что этот недостаток имел место два года назад и всего в одной партии из десятка машин. Двигатель стучит! Но кому есть дело до того, что речь идет об особенностях одного конкретного экземпляра? Следователям нужна доказательная база – и они строят ее из того, что есть, скрепляя неподтвержденные слухи жиденькими фактами.

    Как рассказал сам Вячеслав, «из 17-20 минут нашей беседы было “выдернуто” около 20 секунд», при этом интервью было смонтировано таким образом, чтобы сконцентрировать внимание зрителя именно на недостатках автомобиля. Фразы, с корнем выдранные из контекста и переставленные в нужном порядке, доносят главную мысль, которая была сформулирована еще на этапе задумки сюжета: «китайские автомобили ненадежны, небезопасны и некачественны». Что ж, назначать виновных еще до начала следствия – вполне в традициях СССР.

    Ляп №3

    «Первые машины из Поднебесной привезли три года назад. Большого потребительского спроса тогда не возникло».

    Странно, что, общаясь с представителями компании ИРИТО, авторы сюжета не потрудились получить информацию о спросе из первых рук, а предпочли оперировать своими догадками и – опять же – слухами. Иначе они могли бы узнать о том,  что те самые первые пикапы Great Wall за короткий срок стали лидерами сегмента, вдвое опередив по объемам продаж ближайших конкурентов известных марок. Какая разница? Главное – уверенно ляпнуть: «.. потребительского спроса не возникло». Чушь, адресованная многомиллионной аудитории – кого сейчас можно этим удивить?

    Ляп №4

    «Настороженное отношение ко всему китайскому у нас появилось давно. Еще в начале девяностых…».

    Слова, щедро проиллюстрированные кадрами с Черкизовского рынка Москвы, должны закрепить в сознании  зрителя вполне определенный стереотип – некачественный китайский ширпотреб и китайские автомобили – одного поля ягоды. Нужно отдать должное тому, как авторы передачи владеют техникой манипуляции, однако, если вдуматься, то сравнение сегодняшних китайских автомобилей и китайских пуховиков 15-летней давности трудно назвать корректным, а вспоминать про то, что сегодня в Китае сосредоточена большая часть мирового производства высокотехнологичных товаров (в том числе и автомобилей известных японских, европейских и американских марок), авторы не стали. Зачем? Ведь это завело бы тщательно спланированное ТВ-следствие не в тот тупик.

    Ляп №5

    «Перед вами – скандально известный Great Wall, фактически клон американского джипа. Компания General Motors пригрозила подать в суд на китайского конкурента за плагиат…»

    Этот отрезок программы занял бы достойное место в почти одноименной передаче – «ССР» или «Сам Себе Режиссер», потому что без смеха смотреть его невозможно. Стоя на фоне Great Wall Deer G3 горе-журналист придает огласке еще один «шокирующий» факт: оказывается, этот автомобиль является почти полной копией некого «джипа», который производит компания General Motors. Здесь по-настоящему поражает глубина проработки материала и проникновения в тему. Ведущему Денису Коваленко нет дела до того, что перед ним вовсе не «джип», а самый настоящий пикап, чья внешность даже отдаленно не напоминает ни один из автомобилей концерна General Motors. Разумеется, никогда не существовало и никаких судебных разбирательств между компаниями Great Wall и General Motors. Тем не менее, фраза произнесена, и зритель запомнил главное: «Китайцы воруют дизайн!». Вот вам и рецепт приготовления сенсации из туманных слухов и сомнительных догадок – в лучших традициях бульварной прессы.

    Ляп №6

    Говорит Ю. Тимкин, сотрудник журнала «Клаксон»: «Первые же тест-драйвы показали, кто есть кто на самом деле, потому что эти машины очень плохо управлялись, очень плохо тормозили, не слушались руля совершенно, то есть на них было просто опасно ездить…»

    Новый пример манипуляции. Ю. Тимкин говорит о «первых тест-драйвах» и в прошедшем времени. Однако авторы сюжета преподносят эти слова как комментарий к сегодняшней ситуации. А как же, например, новые автомобили Hafei с полностью независимой подвеской? Что вы скажете об управляемости нового BYD F3? Каково ваше мнение о том, как слушается руля обновленный Great Wall Hover? Создателям «С.С.С.Р.» это неинтересно. Им нужно спешно «закрыть дело» и они, не смущаясь, валят в одну кучу все китайские автомобили вне зависимости от марки, года выпуска и потребительских качеств. Интересно, что бы сказали немецкие, например, автоконцерны, если б кто-нибудь делал выводы об управляемости нового Audi TT на основе тест-драйва Volkswagen Golf II 1983 года?
    Ляп №7

    «Честно говоря, за рулем китайского автомобиля сидеть раньше не приходилось, но первые ощущения всегда самые ценные. На дороге «китаец» ведет себя непослушно, заторможено реагирует на нажатие педали газа, плохо входит в поворот. На большой скорости выявляются огрехи шумоизоляции. И это только при первом ознакомлении с машиной. Вывод напрашивается сам собой: автомобиль недоделан»

    Тем, кто видел сюжет, вероятно, будет интересно узнать, как проводился этот «тест-драйв». Рассказываю, как непосредственный свидетель и участник. Весь тест занял пять минут, в течение которых Денис Коваленко медленно проехал около 50 метров по прямой и столько же – задним ходом в обратном направлении. Как ему за считанные минуты удалось уловить «непослушность» машины, оценить реакцию автомобиля на нажатие педали газа, его поведение в повороте и услышать жуткий шум на большой скорости? Загадка. Тем более что Денис, насколько можно судить, не является ни инженером-испытателем, ни профессиональным водителем, ни автомобильным журналистом. И это только при первом знакомстве с ним.

    Надо сказать, что для своего скороспелого «тест-драйва» творческий коллектив передачи выбрал немного не ту машину, а именно – производимый по лицензии Mitsubishi автомобиль Hafei Simbo. Фактически эта модель имеет только одно отличие от знаменитого и весьма популярного в России Mitsubishi Dingo – руль в нем расположен не справа, а слева. Те, кому интересно, могут узнать о впечатлениях профессиональных российских авто-журналистов, которые не раз тестировали эту модель – на сайте ИРИТО таких статей представлено немало. Если кратко резюмировать общее мнение, то специалисты признают Hafei Simbo одним из наиболее качественных автомобилей среди производимых под китайскими марками. Но это – вывод специалистов, а создателям «С.С.С.Р.», как видим, мнение профессионалов ни к чему.

    Очень хотелось бы считать выход этой передачи досадным недоразумением – результатом соединения лени редакторов, непрофессионализма ведущих и полного отсутствия журналистской ответственности всей группы, выпускающей передачу «С.С.С.Р.». Плохо, если эта ТВ-поделка произведена по заказу. Это означало бы, что прилетела первая ласточка, которая предвещает: автомобилям из Поднебесной в России объявлена война. Пока что – война информационная, но и это уже немало. Любая глупость, произнесенная на многомиллионную аудиторию с экрана телевизора, всегда возымеет действие. В нашей стране еще со времен СССР привыкли относиться ко всему, что говорится «по ящику», как к непреложной истине, и сегодня создатели передачи «С.С.С.Р.» вовсю используют этот атавизм. Жаль только, что в своей работе они применяют столь топорные методы. Если бы я мог надеяться, что мой призыв будет услышан, то попросил бы товарищей с канала Рен-ТВ зарыть топор войны куда подальше – все равно таким тупым во всех смыслах инструментом много полезного не сделаешь, а вот дров нарубить можно предостаточно.

    Но ведь не услышат.

    Поэтому я обращаюсь прямо к зрителям: если уж вы находите удовольствие в просмотре таких передач как «С.С.С.Р.», то постарайтесь  отнотноситься к тому, что видите, хотя бы с долей недоверия. С каким бы уважение вы не испытавали к «говорящим головам», помните: все, что они произносят – всего лишь частная точка зрения, и вы имеете право на собственный взгляд на проблему. Если сюжет о китайских автомобилях убедил вас в том, что эти машины покупать нельзя – приходите в наши автосалоны, посмотрите на наши автомобили поближе, оцените самостоятельно их поведение на дороге. Только сделайте это САМИ – не позволяйте другим хозяйничать в ваших мозгах.

    Руководитель отдела общественных связей компании «ИРИТО» Андрей Матвеев.

    Теги: О компании Chery | 3 комментария »

    Число просмотров страницы - 5 731

    3 комментария на “Анализ сюжета программы СССР о китайских машинах на Рен-ТВ.”

    1. Emelya:
      Ноябрь 13th, 2007 at 12:05

      Видел сей «репортаж», очень хотел записать, к сожалению не получилось. Как обычно полный бред, создается впечатление что на этой теме хотят про пиариться. Почти аналогичная ситуация с репортажем опубликованым в «5 колесе», сравнение Амулета и Толедо. Пускай пишут, у меня мнение о машине сложилось.

      [Ответить]

    2. paul:
      Август 31st, 2008 at 20:09

      короче,китайцы не умеют делать автомобили,и то что они смертельноопасны при столкновении знают почти все!Так что не надо оправдовать китайские низкокачественные автомобили!

      [Ответить]

    3. лом:
      Январь 18th, 2011 at 4:35

      А ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ СКАЖИТЕ:
      Санкт-Петербургская команда «РУССКИЙ ЭКСТРИМ RALLY TEAM» вывела на ралли-спринт «ЛУЖСКИЙ РУБЕЖ» автомобиль CHERY М11. Это были первые тесты, из серии запланированных на январь, абсолютно стандартного автомобиля для последующей подготовки раллийной версии. Автомобиль был доставлен к месту старта эвакуатором компании ЛАТ, которая осуществляла техническую поддержку команды во время тестовой работы с автомобилем. На тестовых заездах в первую очередь обращалось внимание на поведение автомобиля в экстремальных условиях ралли. С автомобиля снималась телеметрия работы двигателя, системы питания, коробки передач, подвески и устойчивости кузова к нагрузкам.
      О своих впечатлениях о машине рассказывает руководитель команды «» Денис Николаев:
      «Безусловно у CHERY М11 есть большой потенциал в ралли, это прекрасно показывает гражданская версия автомобиля. Автомобиль прекрасно рулится, очень устойчив, не страдает детскими болезнями многих новых машин. После тестовых заездов у нее нет посторонних шумов салоне. Машина прекрасно развесована. Несомненно очень правильным решением производителя было поставить усилительные подрамники, как на переднюю так и на заднюю подвески. Это очень положительно отразилось на манере езды автомобиля. Абсолютно стандартные амортизаторы выдержали все тестовые заезды. Контрольные метки на кузове остались на своих местах, а это означает, что кузов в состоянии выдерживать нагрузки которым автомобиль будет подвергаться во время ралли.
      Следующие тесты автомобиля запланированы на любительском ралли «Светогорск 2011», где автомобиль снова выйдет на старт ралли в классе стандартных автомобилей. Там команда будет работать над настройками двигателя. Целей победить у нас не ставится. Сейчас проходят полномасштабные тесты гражданской версии CHERY М11, а вот с начала февраля мы начнем постройку первой раллийной версии автомобиля.»
      Подробнее с результатами тестов можно ознакомится на сайте команды «РУССКИЙ ЭКСТРИМ RALLY TEAM».

      [Ответить]

    Комментарии